З А П А Х В О Й Н Ы Устроившись на уютном диване, мы завороженно слушали рассказ пожилой женщины о фронтовом детстве. Прошло уже минут сорок, как она говорила. Давно были заданы все вопросы подготовленного заранее интервью, а она всё говорила и говорила. Я подумала в тот момент, что она - удивительно добрый человек. Её речь, ясная, чёткая, выдавала в ней учительницу. Мягкие седые волосы отливали на солнце перламутровым блеском. Глубокие морщины избороздили лоб. А глаза… Они излучали радость и свет. Я удивилась тогда: как мог человек, который столько пережил, сохранить умение радоваться жизни, молодую душу? Рядом сидел её муж, тоже работавший учителем в нашей школе со дня её основания. Покрытые синими прожилками руки нервно сжимали только что подаренный нами букет цветов. Ему столько хотелось нам рассказать, но болезнь мешала выразить свои чувства. Вот они, дети войны. Добрые и мудрые, безмерно уставшие и по-детски наивные, состоявшиеся в жизни и в профессии. Я знаю, что по ночам им по-прежнему снится война: грохочут взрывы, погибают родные и близкие люди, воют сирены воздушной тревоги, и город в который раз ощеривается пустыми глазницами выбитых окон… Из той беседы мне особенно запомнился рассказ Александры Николаевны об одном дне из ее послевоенного детства. … На улице разгулялось ненастье. Снег и ветер бушевали. Из-за них Саше было трудно идти. Школа, в которой она училась, была далеко. Мороз колол щеки, ноги от холода казались бесчувственными. Вокруг было мало людей. Тусклое серое небо отражалось в замёрзших лужах. Очень хотелось есть. Саша вдруг почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась. Прямо на неё такими же голодными глазами смотрела собака. Она робко вильнула хвостом и пошла за девочкой. Школьница и её случайный спутник как-то одновременно оглянулись. Сашины калоши застревали в снегу и оставляли глубокие следы, а рядом были совсем небольшие следы от лап. В какой-то момент девочке стало стыдно за свой внешний вид. Ведь она носила перешитые отцовские вещи, которые помогали согреться от холодов. Особенно впечатляюще выглядели чуни: огромные, чёрные, сшитые из автомобильных резиновых камер, они едва защищали ноги от холода и сырости. Девочка и собака подошли к школе. До них доносились звонкие голоса детей. Четвероногий друг, который привязался к Саше, остался ждать её у входа, положив морду на лапы. Мимо шумно пронеслась ватага школьников из первой смены. Пес вяло огрызнулся. В классе царила привычная суматоха. Сосед по парте, пыхтя от усердия, торопливо дописывал огрызком карандаша решение задачи. На темных листах сшитой из бумажных мешков тетради едва можно было что-то прочитать, об освещении даже не мечтали. Вдруг Саша ощутила нежный, приятный запах, который доносился откуда-то поблизости. Осмотревшись, она увидела невозможное: в её парте лежала свежеиспечённая сладкая булочка с маслом. Девочке очень хотелось есть, желудок стал судорожно сжиматься, но она понимала, что эту булочку кто-то забыл совсем недавно, такой же голодный ребёнок из первой смены. Сердце быстро билось в груди. Запах не давал ей покоя. Несколько раз она отдергивала руку, прикоснувшуюся к чужому завтраку. Тут зашёл учитель. Началась трудная контрольная. Как хорошо, что у Витьки оказалась шпаргалка! Саша знала, что она давно нравится этому шустрому мальчишке, и поэтому, когда она незаметно дёрнула его за рукав, Витька понял без слов, что Саше нужна помощь. Он сразу же передал шпаргалку девочке. Урок прошёл удачно. Саша улыбнулась и поблагодарила Витьку за помощь. Но запах! Этот невыносимый запах снова не давал возможности думать, манил её откусить хотя бы маленький кусочек от мягкой булочки. Саша сдерживала себя как могла и вдруг почувствовала, что в её глазах темнеет, кружится голова, не слушаются ноги. Все обступили бледную девочку. Сбежались учителя и дети. В чувство Сашу приводили как могли. Строгий Михаил Иванович легонько хлопал её по щекам, Людмила Семёновна умыла лицо водой. Девочка постепенно приходила в себя. Всего лишь голодный обморок – с кем не бывает? Чтобы она смогла подняться, дети несли ей покушать. Кто-то принёс кипятку, кто-то - кусочек хлеба, а маленький светловолосый Егор вытащил из сумки вареную картошку. Саше стало лучше. Она была очень благодарна учителям и детям. Выйдя на свежий воздух, девочка увидела, что её всё так же ждёт преданная собака. Они вместе спустились со школьного крыльца и пошли под усиливающимся снегом по той самой дороге, где уже не было их следов. Идти всё ещё было трудно, холодный ветер и снег обжигали лицо, но зато сердце переполняла гордость: ведь она сдержалась и не взяла чужое! Девочка не знала тогда, что запах той ароматной булочки останется в её памяти навсегда… Когда Александра Николаевна замолчала, я поняла, что в моей жизни произошло очень важное событие. Простая и трогательная история о несъеденной булочке как-то сразу сделала меня старше, мудрее. Низкий поклон Вам, Учитель, за этот очень важный в моей жизни урок!