Сайт учителя русского языка и литературы Зятьевой Ирины Альбертовны

Суббота, 21.06.2025, 11:44

Вітаю Вас Гость | RSS | Головна | Входной контроль | Реєстрація | Вхід

Очно-заочная школа КВУЗ «ДОМАНУМ»

 Отделение литературоведения, фольклористики и искусствоведения

Секция «Мировая литература»

Вступительная контрольная работа

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Возможны несколько вариантов ответов.

1. Литература – это:

  а) вид искусства;

  б) научная дисциплина;

  в) учение о тексте;

  г) предмет, включенный в школьную программу.

2. Литература в силу данности

  а) искажает окружающий мир;

  б) копирует внешний мир;

  в)  изменяет действительность;

  г) отражает действительность.

3. Сфера художественной литературы вмещает:

 а) всю вселенную;

 б) человека;

 в) поэтический язык;

 г) время и пространство.

4.  Основными литературоведческими дисциплинами являются:

 а) теория литературы;

 б) литературная критика;

 в)  история литературы;

 г) семиотика;

 д) библиография;

 е) историография;

 ж) палеография.

5. Вспомогательными литературоведческими дисциплинами являются:

 а) библиография;

 б) текстология;

 в) палеография;

 г) теория литературы;

 д) семиотика;

 е) литературная критика;

 ж) история литературы

6. Литературоведение совмещает в себе признаки:

  а) науки и искусства;

  б) науки и техники;

  в) искусства и религии;

  г) теории и практики.

7.  Выделяются три основных рода литературных явлений. Это

  а) литературный процесс;

  б) литературное творчество;

  в) литературное произведение;

  г)  художественное слово;

  д) литературный жанр; 

  е) литературное направление;

  ж) литературоведческая школа;

  з) литературный прием.

8.  Художественный образ – это

  а) универсальная форма отражения действительности в искусстве;

  б) изображение внешности героя художественного текста;

  в) реальная личность, являющаяся прототипом.

9.  Речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы, образа называется

  а) контекст;

  б) ассоциация;

  в) тема;

  г) идея.

10.  Катарсис – это

  а) художественное очищение духа;

  б) игра слов;

  в) внутренне сбалансированная система образующая целостный образ мира;

  г) семиотический процесс.

11.  Тема литературно-художественного произведения – это

  а) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе художественного мира;

б) основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности определенной композицией;

в) главная обобщающая мысль текста или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.

12.  Специфика художественной литературы заключается в том, что она отражает действительность посредством

  а) слова;

  б) понятия;

  в) категории;

  г) звука.

13.  Установите соответствие. Вид искусства – способ выражения:

  а) музыка;                        1) краски;

  б) литература;                  2) звук;

  в) живопись;                    3) слово;

  г) скульптура;                  4) ткань;

                                            5) металл;

                                            6) глина.

14.  Основные функции художественной литературы:

  а) воспитательная;

  б) эстетическая;

  в) коммуникативная;

  г) творческая;

  д) номинативная;

  е) гносеологическая;

  з) характерологическая.

15. Изображение общего в единичном, соединение индивидуального и характерного в едином художественном образе называется

  а) градация;

  б) обобщение;

  в) типизация;

  г) вымысел.

16.  Хронотоп – это

а)  пространство текста в его взаимосвязи с реальной действительностью;

б)  пространственно-временная организация поэтического мира;

в) взаимодействие героев в художественном тексте;

г) временной промежуток, обозначаемый автором в экспозиции.

17. Тема – это

  а) субъективная основа произведения;

  б) основная мысль текста;

  в) объективная основа произведения;

  г) авторское отношение к изображаемому.

18.  Столкновение между персонажами либо между персонажем и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания - это

  а) фабула;

  б) тема;

  в) конфликт;

  г) идея.

19. Цепь событий, воссоздания в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях - это

  а) лейтмотив;

  б) фабула;

  в) сюжет;

  г) композиция.

20. Создатель произведения, художник-творец, присутствующий в произведении как целом, имманентный произведению – это

  а) повествователь;

  б) автор;

  в) читатель;

  г) рассказчик.

21. Открытое противопоставление образов и понятий – это

  а) гипербола;

  б) градация;

  в) антитеза;

  г) анафора.

22.  Скрытое сравнение – это

  а) метафора;

  б) эпитет;

  в) олицетворение;

  г) метонимия.

23. «Гремят раскаты молодые…». Данный вид тропа -

  а) эпитет;

  б) метафора;

  в) олицетворение;

  г) метонимия.

24. Образное выражение, построенное на сопоставлении двух явлений, обладающих общим признаком. Это

  а) метафора;

  б) гипербола;

  в) сравнение;

  г) олицетворение.

25. Перенос признака с одного явления на другое по сходству именуется

  а) метафорой;

  б) аллегорией;

  в) литотой;

  г) синекдохой.

26. Поэтический прием, основанный на перенесении свойств одушевленного предмета на неодушевленный предмет. Это

  а) эпитет;

  б) метафора;

  в) метонимия;

  г) олицетворение.

27. Разновидность словесно-художественного образа, которая обладает повышенной значимостью и особой силой обобщения. Это средство принципиально многозначно:

  а) аллегория;

  б) символ;

  в) метафора;

  г) иносказание.

28. Троп, основанный на замене подлинного предмета или явления другим по смежности:

  а) метонимия;

  б) синекдоха;

  в) перифраз;

  г) литота.

29. Насмешливое или лукавое иносказание. Это –

  а) ирония;

  б) аллегория;

  в) сарказм;

  г) каламбур.

30. Образное преувеличение. Это –

  а) литота;

  б) символ;

  в) гипербола;

  г) метонимия.

31. Образное преуменьшение. Это -

  а) литота;

  б) гипербола;

  в) символ;

  г) метонимия.

32.  Анафора подразумевает

  а) повтор в конце строки;

  б) повтор в начале строки;

  в) пропуск слова в строке;

  г) обратный порядок слов.

33.  Повторение в конце стихотворной строки слова или словосочетания – это

  а) градация;

  б) анафора;

  в) эпифора;

  г) стык.

 34. Фигура, основанная на нарушении обычного порядка слов в предложении – это

  а) инверсия;

  б) анаколуф;

  в) повтор;

  г) хиазм.

35.  Равномерный повтор однородных единиц поэтической речи. Это –

  а) метр;

  б) стопа;

  в) стих;

  г) ритм.

36.  Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков это

  а) аллегория;

  б) ассонанс;

  в) аллитерация;

  г) анаколуф.

37. Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков - это

  а) ассонанс;

  б) рифма;

  в) аллитерация;

  г) анафора.

38. Размер следующей стихотворной строки: «Последняя туча рассеянной бури…»        А.С. Пушкина -

  а) амфибрахий;

  б) дактиль;

  в) хорей;

  г) анапест.

39. Размер следующей стихотворной строки: «Мой дядя самых честных правил…»        А.С. Пушкина -

  а) хорей;

  б) ямб;

  в) дактиль;

  г) амфибрахий.

40. Размер стихотворной строки: «Это утро, радость эта…» А.А. Фета -

  а) ямб;

  б) хорей;

  в) дактиль;

  г) амфибрахий.

41. Размер стихотворной строки: «Что ты жадно глядишь на дорогу…» (Н.А. Некрасов) -

  а) анапест;

  б) ямб;

  в) хорей;

  г) дактиль;

  д) амфибрахий.

42. Рифма – это

  а) повторение одинаковых согласных звуков;

  б) созвучие конца стихов;

  в) использование определенных синтаксических конструкций;

  г) разновидность метафоры.

43. Взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств -

  а) сюжет;

  б) композиция;

  в) контекст;

  г) жанр.

44. Короткий остросюжетный рассказ с неожиданной концовкой называется

  а) повесть;

  б)  рассказ;

  в) новелла;

  г) очерк.

45. Стихотворное произведение без рифмы называется

  а) белый стих;

  б) «черный» стих;

  в) апокриф;

  г) дискурс.

46. Монументальное историко-героическое повествование о значительных событиях в истории народа называется

а) роман;

б) слово;

в) эпопея;

г) эпос.

47. Лирический жанр, имеющий возвышенный стиль и воспевающий кого-либо или что-либо называется

  а) песня;

  б) ода;

  в) баллада;

  г) сонет.

48. Малыми эпическим формами являются

  а) рассказ;

  б) повесть;

  в) новелла;

  г) роман.

49. Система стихосложения, основанная на равномерном чередовании ударных и безударных слогов, называется

  а) силлабическая;

  б) тоническая;

  в) силлабо-тоническая;

  г) метрическая.

50. Лирический герой - это

  а) образ, создаваемый повествователем;

  б) второстепенная «реалия» жизни;

  в) создатель литературного текста;

  г) главный субъект лирического переживания.

51. Истолкование художественного произведения в процессе его восприятия называется

  а) синтез;

  б) интерпретация;

  в) дисперсия;

  г) аллюзия.

52. Строка «Лес проснулся, // Весь проснулся, веткой каждой…» А.А. Фета содержит такой вид тропа как

  а) метафора;

  б) метонимия;

  в) олицетворение;

  г) эпитет.

53. Творческий метод – это

  а) одна из форм постижения человеческой сущности;

  б) способ создания художественного образа;

  в) система основных принципов художественного освоения действительности;

  г) ценностная система эстетических ориентиров.

54.  Художественным методом критического реализма является

  а) литературное направление, характеризующееся демократичностью;

  б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя;

  в) направление, которое на первый план выдвигает фигуру сильной личности;

  г) творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений.

55. Внутренне сбалансированная, относительно завершенная система, организующая все компоненты произведения в целостный образ мира, есть

  а) контекст;

  б) жанр;

  в) сюжет;

  г) композиция.

56. Система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный облик и раскрывающий его экспрессивно-оценочный смысл – это

  а) стиль;

  б) жанр;

  в) метод;

  г) контекст.

57. Историческое существование литературы в ее развитии, в связях и взаимодействиях называется

  а) литературное течение;

  б) литературный процесс;

  в) сфера литературы;

  г) творческий метод.

58. Психологизм - это

  а) особое отображение внутреннего мира;

  б) обозначение мгновенного состояния;

  в) равенство самому себе;

  г) приём индивидуализации героя.

59.  Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого создан в русле литературного направления

  а) классицизм;

  б) романтизм;

  в) сентиментализм;

  г) реализм.

60. Установите соотношение. Литературный род – признак поэтики текста.

  а) лирика;                                            1) объективное начало;

  б) драма;                                              2) субъективное начало;

  в) эпос;                                                3) синтез субъективного и объективного.

 

Форма входу

Пошук

Календар

«  Июнь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Архів записів

Наше опитування

Оцініть мій сайт
Всего ответов: 54

Друзі сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0