Очно-заочная школа КВУЗ «ДОМАНУМ»
Отделение литературоведения, фольклористики и искусствоведения
Секция «Мировая литература»
Вступительная контрольная работа
Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Возможны несколько вариантов ответов.
1. Литература – это:
а) вид искусства;
б) научная дисциплина;
в) учение о тексте;
г) предмет, включенный в школьную программу.
2. Литература в силу данности
а) искажает окружающий мир;
б) копирует внешний мир;
в) изменяет действительность;
г) отражает действительность.
3. Сфера художественной литературы вмещает:
а) всю вселенную;
б) человека;
в) поэтический язык;
г) время и пространство.
4. Основными литературоведческими дисциплинами являются:
а) теория литературы;
б) литературная критика;
в) история литературы;
г) семиотика;
д) библиография;
е) историография;
ж) палеография.
5. Вспомогательными литературоведческими дисциплинами являются:
а) библиография;
б) текстология;
в) палеография;
г) теория литературы;
д) семиотика;
е) литературная критика;
ж) история литературы
6. Литературоведение совмещает в себе признаки:
а) науки и искусства;
б) науки и техники;
в) искусства и религии;
г) теории и практики.
7. Выделяются три основных рода литературных явлений. Это
а) литературный процесс;
б) литературное творчество;
в) литературное произведение;
г) художественное слово;
д) литературный жанр;
е) литературное направление;
ж) литературоведческая школа;
з) литературный прием.
8. Художественный образ – это
а) универсальная форма отражения действительности в искусстве;
б) изображение внешности героя художественного текста;
в) реальная личность, являющаяся прототипом.
9. Речевое или ситуативное окружение литературного произведения или его части, в пределах которого наиболее точно выявляется смысл и значение отдельного слова, фразы, образа называется
а) контекст;
б) ассоциация;
в) тема;
г) идея.
10. Катарсис – это
а) художественное очищение духа;
б) игра слов;
в) внутренне сбалансированная система образующая целостный образ мира;
г) семиотический процесс.
11. Тема литературно-художественного произведения – это
а) факты и явления жизни, которые писатель изображает, типические характеры и ситуации, отобранные автором и определенным образом преображенные в системе художественного мира;
б) основные эпизоды событийного ряда литературного произведения в их художественной последовательности определенной композицией;
в) главная обобщающая мысль текста или система таких мыслей, отражающая отношение автора к действительности.
12. Специфика художественной литературы заключается в том, что она отражает действительность посредством
а) слова;
б) понятия;
в) категории;
г) звука.
13. Установите соответствие. Вид искусства – способ выражения:
а) музыка; 1) краски;
б) литература; 2) звук;
в) живопись; 3) слово;
г) скульптура; 4) ткань;
5) металл;
6) глина.
14. Основные функции художественной литературы:
а) воспитательная;
б) эстетическая;
в) коммуникативная;
г) творческая;
д) номинативная;
е) гносеологическая;
з) характерологическая.
15. Изображение общего в единичном, соединение индивидуального и характерного в едином художественном образе называется
а) градация;
б) обобщение;
в) типизация;
г) вымысел.
16. Хронотоп – это
а) пространство текста в его взаимосвязи с реальной действительностью;
б) пространственно-временная организация поэтического мира;
в) взаимодействие героев в художественном тексте;
г) временной промежуток, обозначаемый автором в экспозиции.
17. Тема – это
а) субъективная основа произведения;
б) основная мысль текста;
в) объективная основа произведения;
г) авторское отношение к изображаемому.
18. Столкновение между персонажами либо между персонажем и средой, героем и судьбой, а также противоречие внутри сознания персонажа или субъекта лирического высказывания - это
а) фабула;
б) тема;
в) конфликт;
г) идея.
19. Цепь событий, воссоздания в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях - это
а) лейтмотив;
б) фабула;
в) сюжет;
г) композиция.
20. Создатель произведения, художник-творец, присутствующий в произведении как целом, имманентный произведению – это
а) повествователь;
б) автор;
в) читатель;
г) рассказчик.
21. Открытое противопоставление образов и понятий – это
а) гипербола;
б) градация;
в) антитеза;
г) анафора.
22. Скрытое сравнение – это
а) метафора;
б) эпитет;
в) олицетворение;
г) метонимия.
23. «Гремят раскаты молодые…». Данный вид тропа -
а) эпитет;
б) метафора;
в) олицетворение;
г) метонимия.
24. Образное выражение, построенное на сопоставлении двух явлений, обладающих общим признаком. Это
а) метафора;
б) гипербола;
в) сравнение;
г) олицетворение.
25. Перенос признака с одного явления на другое по сходству именуется
а) метафорой;
б) аллегорией;
в) литотой;
г) синекдохой.
26. Поэтический прием, основанный на перенесении свойств одушевленного предмета на неодушевленный предмет. Это
а) эпитет;
б) метафора;
в) метонимия;
г) олицетворение.
27. Разновидность словесно-художественного образа, которая обладает повышенной значимостью и особой силой обобщения. Это средство принципиально многозначно:
а) аллегория;
б) символ;
в) метафора;
г) иносказание.
28. Троп, основанный на замене подлинного предмета или явления другим по смежности:
а) метонимия;
б) синекдоха;
в) перифраз;
г) литота.
29. Насмешливое или лукавое иносказание. Это –
а) ирония;
б) аллегория;
в) сарказм;
г) каламбур.
30. Образное преувеличение. Это –
а) литота;
б) символ;
в) гипербола;
г) метонимия.
31. Образное преуменьшение. Это -
а) литота;
б) гипербола;
в) символ;
г) метонимия.
32. Анафора подразумевает
а) повтор в конце строки;
б) повтор в начале строки;
в) пропуск слова в строке;
г) обратный порядок слов.
33. Повторение в конце стихотворной строки слова или словосочетания – это
а) градация;
б) анафора;
в) эпифора;
г) стык.
34. Фигура, основанная на нарушении обычного порядка слов в предложении – это
а) инверсия;
б) анаколуф;
в) повтор;
г) хиазм.
35. Равномерный повтор однородных единиц поэтической речи. Это –
а) метр;
б) стопа;
в) стих;
г) ритм.
36. Повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков это
а) аллегория;
б) ассонанс;
в) аллитерация;
г) анаколуф.
37. Повторение в стихотворной речи одинаковых гласных звуков - это
а) ассонанс;
б) рифма;
в) аллитерация;
г) анафора.
38. Размер следующей стихотворной строки: «Последняя туча рассеянной бури…» А.С. Пушкина -
а) амфибрахий;
б) дактиль;
в) хорей;
г) анапест.
39. Размер следующей стихотворной строки: «Мой дядя самых честных правил…» А.С. Пушкина -
а) хорей;
б) ямб;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
40. Размер стихотворной строки: «Это утро, радость эта…» А.А. Фета -
а) ямб;
б) хорей;
в) дактиль;
г) амфибрахий.
41. Размер стихотворной строки: «Что ты жадно глядишь на дорогу…» (Н.А. Некрасов) -
а) анапест;
б) ямб;
в) хорей;
г) дактиль;
д) амфибрахий.
42. Рифма – это
а) повторение одинаковых согласных звуков;
б) созвучие конца стихов;
в) использование определенных синтаксических конструкций;
г) разновидность метафоры.
43. Взаимная соотнесенность и расположение единиц изображаемого и художественно-речевых средств -
а) сюжет;
б) композиция;
в) контекст;
г) жанр.
44. Короткий остросюжетный рассказ с неожиданной концовкой называется
а) повесть;
б) рассказ;
в) новелла;
г) очерк.
45. Стихотворное произведение без рифмы называется
а) белый стих;
б) «черный» стих;
в) апокриф;
г) дискурс.
46. Монументальное историко-героическое повествование о значительных событиях в истории народа называется
а) роман;
б) слово;
в) эпопея;
г) эпос.
47. Лирический жанр, имеющий возвышенный стиль и воспевающий кого-либо или что-либо называется
а) песня;
б) ода;
в) баллада;
г) сонет.
48. Малыми эпическим формами являются
а) рассказ;
б) повесть;
в) новелла;
г) роман.
49. Система стихосложения, основанная на равномерном чередовании ударных и безударных слогов, называется
а) силлабическая;
б) тоническая;
в) силлабо-тоническая;
г) метрическая.
50. Лирический герой - это
а) образ, создаваемый повествователем;
б) второстепенная «реалия» жизни;
в) создатель литературного текста;
г) главный субъект лирического переживания.
51. Истолкование художественного произведения в процессе его восприятия называется
а) синтез;
б) интерпретация;
в) дисперсия;
г) аллюзия.
52. Строка «Лес проснулся, // Весь проснулся, веткой каждой…» А.А. Фета содержит такой вид тропа как
а) метафора;
б) метонимия;
в) олицетворение;
г) эпитет.
53. Творческий метод – это
а) одна из форм постижения человеческой сущности;
б) способ создания художественного образа;
в) система основных принципов художественного освоения действительности;
г) ценностная система эстетических ориентиров.
54. Художественным методом критического реализма является
а) литературное направление, характеризующееся демократичностью;
б) творческий метод, в котором главное значение имеет субъективная позиция писателя;
в) направление, которое на первый план выдвигает фигуру сильной личности;
г) творческий метод, поставивший задачу критического осмысления общественных отношений.
55. Внутренне сбалансированная, относительно завершенная система, организующая все компоненты произведения в целостный образ мира, есть
а) контекст;
б) жанр;
в) сюжет;
г) композиция.
56. Система элементов художественной формы, придающая произведению искусства выраженный, эмоционально наполненный облик и раскрывающий его экспрессивно-оценочный смысл – это
а) стиль;
б) жанр;
в) метод;
г) контекст.
57. Историческое существование литературы в ее развитии, в связях и взаимодействиях называется
а) литературное течение;
б) литературный процесс;
в) сфера литературы;
г) творческий метод.
58. Психологизм - это
а) особое отображение внутреннего мира;
б) обозначение мгновенного состояния;
в) равенство самому себе;
г) приём индивидуализации героя.
59. Роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого создан в русле литературного направления
а) классицизм;
б) романтизм;
в) сентиментализм;
г) реализм.
60. Установите соотношение. Литературный род – признак поэтики текста.
а) лирика; 1) объективное начало;
б) драма; 2) субъективное начало;
в) эпос; 3) синтез субъективного и объективного.